Архитектор

Мельников Авраам (Абрам) Иванович (30 июля [10 августа] 1784, Ораниенбаум, ныне Ломоносов — 1 (13) января 1854, Санкт-Петербург) — русский архитектор, представитель позднего классицизма, академик (1812), ректор Императорской Академии художеств.

В 1795—1806 годах учился в Императорской Академии художеств (ИАХ), одним из его учителей был А. Д. Захаров. После окончания курса с большой золотой медалью был отправлен в 1808 году в пенсионерскую поездку за границу. В Риме занимался изучением древних памятников; за реставрацию капитолийских бань был избран в члены Академии Святого Луки. По возвращении в Россию с 1811 года начал преподавать архитектуру в Академии художеств, а через несколько лет поступил также на службу в Комитет строений и гидравлических работ.

Приняв участие в объявленном вскоре по окончании Отечественной войны конкурсе по составлению проекта храма Христа Спасителя в Москве, Мельников удостоился 1-й премии, но его проект не был принят к исполнению, так как императору Александру I более понравился мистический проект живописца Витберга, которому и была поручена постройка. Не посчастливилось Мельникову и на конкурсе по перестройке Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, хотя и тут его проект был признан лучшим: государь утвердил проект Огюста Монферрана.

Своим усердием в преподавательской деятельности Мельников значительно поднял и подвинул вперед архитектурное дело в России. В 1812 году он был удостоен звания академика, в 1818 — профессора 2-й степени, в 1831 — профессора 1-й степени; в том же году ему поручена должность ректора ИАХ, в которой он был утвержден в 1843 году. В 1851 году возведён в звание заслуженного ректора.

По своему направлению Мельников принадлежит к последним представителям классицизма, или точнее, так называемого стиля империи (ампир). Именно его классицистический проект Екатеринской церкви у Калинкина моста стал жертвой стремления Николая I к созданию «русско-византийского стиля». Впрочем, впоследствии Мельников отдал ему дань при проектировании колокольни в Ярославле.

 

Ланге  Август (Фридрих-Август) Иванович (13 мая 1813 - 21 мая 1881, С.-Петербург), архитектор, академик архитектуры (1852), профессор Петербургской АХ (1859). Возможно, выходец из Саксонии.          

Архитектурное образование Ланге получил у А. И. Штакеншнейдера, помощником которого был и в дальнейшем. В 1837, согласно прошению, поданному Л., Петербургская АХ, присвоила ему звание свободного художника. В 1843 назначен в академики за Проект павильона. Однако работа на многочисленных постройках Штакеншнейдера не оставляла времени, чтобы выполнить программный проект на звание академика; лишь в 1852 Л. добился этого звания по совокупности трудов. Л. участвовал в петербургских постройках Штакеншнейдера, среди которых: Мариинский дворец на Исаакиевской пл. (1839-44), Николаевский дворец на пл. Труда (в 1861-64 Ланге - архитектор двора великого князя Николая Николаевича); перестройки Зимнего дворца и Эрмитажа (1850-е гг.); Царицын и Ольгин павильоны (1840-е гг.), Собственная дача (1844-50) и другие здания и сооружения в Петергофе.

Ланге фактически руководил строительством дворца в Ореанде на Южном берегу Крыма (куда Штакеншнейдер за 11 лет приезжал лишь три раза). За усердие Ланге награжден золотой медалью (1842), неоднократно получал ценные подарки и денежные награды из Кабинета Его Императорского Величества.        

В 1855-63 Л. - архитектор при канцелярии Совета детских приютов; за эту службу награжден орденом Св. Станислава 3-й ст. Среди самостоятельных построек Л. - многочисленные доходные дома и особняки, выполненные по частным заказам, которые, как отмечал современник, при замечательной разработке удобств внутреннего расположения и безукоризненной тщательности и прочности сооружения неизменно выделялись изяществом фасадов.             Наиболее известны два доходных дома на углу Вознесенского пр. и наб. канала Грибоедова (1853 и 1855), возведенные Л. для тестя - лампового мастера С. О. Китнера (см. Китнеры), с которым его связывала совместная работа на строительстве императорских и великокняжеских дворцов (сын С. О. Китнера, ученик Л. - И. С. Китнер стал одним из ведущих петербургских зодчих 2-й половины 19 в.).Большинство произведений Ланге отличаются сдержанным оформлением, в котором следование петербургским классическим традициям сочетается с чертами, предвещающими рационалистическое направление в архитектуре третьей четверти XIX в. (ведущие мастера - И. С. Китнер, В. А. Шретер).       

Последние 30 лет своей жизни Ланге преподавал в Петербургской АХ; с 1859 профессор АХ. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Бертельс Генрих (Андрей) Андреевич (11 декабря 1841 — 30 декабря 1903)

Окончил СУ в 1863 со званием архитектурный пом. С 1865 — в Москве, работал помощником М. Г. Арнольда на строительстве зданий Моск.-Курской жел. дор. и в том числе деревянного Нижегородского вокзала в Москве. Выстроил локомотивное депо, мастерские и водонапорную башню на станции Царицыно. В 1867—70 служил архит. Моск. почтамта. В 1870 вернулся в СПб, где построил ряд жилых домов, общественных зд. и промышленных сооружений.        Похоронен в СПб на Смоленском православном кладбище.

Стиль

Стиль - эклектика.

 

Доходный дом Э.Я. Нимана, построен по проекту архитектора Бертельса А.А. в 1885-1886 годах. Вернее, перестроен – ранее это здание имело совершенно другой вид.

Фасады четырехэтажного, несимметричного здания выдержаны в характерных для эклектики «ренессансных» формах: нижний этаж и угол обработаны глубокими рустами с декоративными вставками из бетонной крошки; окна украшены треугольными сандриками с лепкой, в которой преобладает растительный орнамент; балконы с литыми решетками тонкого рисунка; венчает здание прямоугольный фронтон с круглым окном. 

У обоих фасадов четко выделена центральная часть, с помощью вертикальных рядов белого руста и двух рядов балконов. Балконы декорированы литыми решетками тонкого рисунка. Венчает оба фасада в этой центральной части невысокий прямоугольный фронтон с круглым окном, прямо над карнизом последнего этажа.

Нижний этаж строился под торговые помещения, куда вели тяжелые дубовые двери, за которыми находились торговые заведения: магазин белья «Мадам Барбара», модная мастерская и другие. Общее обрамление окон напоминает окна домов петровского времени, какими мы их видим на типовых чертежах Доменико Трезини.