В середина 50-х гг. дом чиновников 8-го класса ( с 1867-служащий Государственного контроля. надворный советник) Ивана Дмитриевича Метлина (1815-1890г.) Читать подробнее
В 1860-х гг. здесь жили владелица табачной фабрики купчиха 2-й гильдии Ольга Григорьевна Жернакова с мужем, сапожник Адольф Лагертред, служащий Главного интендантского управления ротмистр Петр Владимирович Ланской, генерал-литейнант Александр Александрович Марков с сыном порутчиком Александром, портной Николай Тимофеевич Тимофеев. Читать подробнее
В 1860-х проживал Афанасий Михайлович Мокиевский (1872-1905 гг.) Окончил в 1895 г. Петербургский университет и остался работать там же лаборантом под началом А.Е. Фаворского. В 1899-1903 гг. был инспектором Петербургского химико-технического училища. Одним из первых изучил диеновские углеводы, предложил способ получения чистого изопрена. Принимал деятельное участие в организации школ для рабочих. Читать подробнее

Архитектор

Дом Новицкого.

Архитектор Арефьев А.А.

Год постройки дома 1834.

Об архитекторе Арефьеве А.А. сохранилось крайне мало сведений.

Известно, что им был построен дом купцов Поспеевых в 1829 году по адресу ул. Марата 51, гостиница Н.Ф. Блюмера в 1832 г. по ул. Казанская 43, доходный дом Н.Г. Хрулевой в 1840 г. по ул. Моховая 45, надстройка дома Окуловой в 1831 году на Среднем пр. ВО 4-6, доходный дом на Гончарной 25 в 1830-м году.

 

Стиль

Классицизм.  Классицизм начинает свое летосчисление с 16 века в эпоху Ренессанса, частично возвращается в 17 в, активно развивается и завоевывает позиции в зодчестве в 18 - начале 19 веков. Между ранним классицизмом и поздним господствующие позиции занимали стили барокко и рококо. Возврат к древним традициям, как к идеальному образцу, произошел на фоне изменения философии общества, а также технических возможностей.

Черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами – элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д., которые подчеркивают тектонику строения.

Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен.

Фасады трехэтажного, симметричного здания выдержаны в характерных для стиля классицизма формах: нижний этаж обработан рустом, цоколь выполнен из светлых каменных блоков, фасад окрашен в светло-голубой цвет.

Окна первого этажа декорированы замковыми камнями, окна второго этажа обрамлены декоративными многопрофильными наличниками, на некоторых окнах расположены прямоугольными сандрикис лепниной растительного характера, дверь и два окна балкона декорированы фронтоном и розетками с лепниной, на окнах цокольного и четвертого этажа декоративные элементы отсутствуют.

На главный фасад выходят три балкона, выполненных из металлических кованых элементов, поддерживаемые кронштейнами. Кованая ограда представляет собой геометрический орнамент.

Фасад имеет горизонтальные членения: два многопрофильных карниза между первым и вторым этажами, и венчающий карниз под крышей. Нижний и цокольный этаж предполагает торгово-бытовую функцию. Три входа в цокольный этаж находятся ниже уровня земли, к ним ведут лестницы, над дверью располагаются кованые козырьки с декоративными элементами. Входы на первый этаж также расположены на главном фасаде, и декорированы в стиле окон первого этажа.

По оси симметрии фасада расположен проезд и  балкон, декорированный фронтоном.

История дома

Свет на личность первого владельца дома проливают справочники, изданные С. Аллером и К. Нистремом.

Новинский Александр Иванович, купец 3 гильдии, владелец дома по Загородному пр., 33. Напомню, что сначала нечетной стороной была левая сторона улицы.

Этот Новинский фигурирует уже у Аллера в качестве купца 3 гильдии: Новинской Александр Иванов. В купечестве состоит с 1857 г. Торгует мехами в Гостинном дворе. 

К 1844 году Новинский уже умер, вероятно, и домом № 33 владеет Новинская (К. Нистрем. Адрес-календарь спб жителей. С. 126). Уточнить, кто этот такая, можно по Атласу Цылова 1849 года. 

В середине 1850-х гг. это дом принадлехал чиновнику 8 –го класса Ивану Дмитриевичу Метлину(1815-1890). Здесь проживали купчиха 2-й гильдии Жернакова О.Г, владелица табачной фабрики, сапожники , портные, служащие.

В 1895 г. – дом принадлежит в числе еще нескольких почетному гражданину купцу Василию Егоровичу Петрову(1835-1895), который унаследовал его совместно с племянниками после сметри в 1881 г брата Петра Егоровича Петрова.

Тогда здесь жили архитектор Василий Иванович Баранкеев с женой Ольгой, дочерью Петра Петрова. В.И. Баранкеев (1850-1902) в 1886 г окончил Академию художеств, епархиальный архитектор. С 1881 г. член Петербургского общества архитекторов. Первой самостоятельной постройкой стало здание водочного завода В.Е. Петрова (звенигородская ул. 4).

В 1904г. – дом Михаила и Николая Самсоновых( также ка кидом №42), затем имением владело семейство Самсоновых,  вдовы и дети этих братьев.

Дворовое место площадью 1350 кв. саженей было застроено каменным трехэтажным лицевым домом с таковым же флигелем по правой стороне, складами, помещениями для котлов и мастерских. По раздельной записи от 8 июня 1911 г. имущество перешло к прямым наследникам  - вдове Екатерине Петровне и сыну доктору медицины Николаю Михайловичу Самсоновым, а в 1913 г. Николай стал единоличным владельцем.

В 1900-1910-х гг. здесь жили артист и режиссер театра Литературно-художественного общества, сотрудник «Нового времени» потомственный дворянин Борис Сергеевич Глаголин-Гусев, артистка того же театра Александра Яковлевна Глама-Мещерская(Барышева;1859-1942), Мария Михайловна Порчинская (Гусева).

Б.С. Глаголин(23 января 1879-1948, Голливуд , США) русский и американский драмматург, режиссер-реформатор и артист-новатор, один из первых кинематографистов Росии, теоретик театра. Родился в Саратове, настоящая фамилия Гусев.

Александра Яковлевна Барышева, взявшая себе сценический псевдоним Глама-Мещерская, родилась в 1859 г. Первый дебют у нее был на сцене Александринского театра в 1878 г., предложения посыпались одно за других, однако она предпочитала быть на первых ролях в провинции, чем на вторых в столице.  Она играла в Киеве, Житомире, Вильно и имела оглушительный успех. Позже она приняла предложение московского Пушкинского театра, сразу заняв в нем одно из ведущих мест. Вышла замуж на Модеста Ивановича Писарева, который был одним из ведущих актеров этого театра. До 1927 г Глама-Мещерская занималась педагогической деятельностью, а последние 15 лет жила в Убежище для престарелых артистов, основанном знаменитой русской актрисой Марией Гавриловной Савиной ещё до октября 1917 г. и переменованным впоследствии в Ленинградский дом ветеранов сцены. Умерла в 1942 г.

 

Жители

Военный коллекционер
Арахис бар
Первая помощь
Василиса
к9
Силуэт