В начале XIX в. участок принадлежал обер-прокурору Синода П. В. Неклюдову. В 1813 г. его наследники продали участок министру народного просвещения графу А. К. Разумовскому. В это время участок приобрел вид помещичьей усадьбы с длинным одноэтажным деревянным домом и английским садом. После отставки Разумовского и его переезда в Москву участок по купчей крепости получил купец, коммерции советник Соколов. После смерти Соколова в 1827 г. его наследники продали владение с невысокими деревянными и каменными домами Мещанскому обществу. Читать подробнее
В 1920-х гг здесь жила профессор психологии, преподаватель Петроградской Высшей военно-педагогической школы Полина Осиповна Эфрусси. П.О Эфрусси родилась в Кишиневе в семье банкира и зерноторгофца Иосифа Эфрусси и его жены Ривки(Ревекки) Бланк. В 1885-1993 гг. училась в городской гимназии для девочек, до 1897 г. работала учительницей в Кишиневе. В 1897-1904 гг. училась в германских университетах (Берлине, Бреслау, Геттингене). В Геттингенском университете работала в лаборатории экспериментальной психологии под руководством Г.Э. Мюллера и защитила диссертацию. Читать подробнее
В 1910-1917 гг здесь, после объединения с Харбинским обществом, находилось Общество русских ориенталистов. Деятельность общества заключалась в исследовании стран Востока в историческом, этнографическом, экономическом и политическом отношении. Председателем правления общества состоял востоковед-дипломат Вильям (Василий) Оскарович фон Клемм (1861-1938), почетным председателем была княгиня Милица Николаевна, княжна Черногорская (1866-1951), жена великого князя Петра Николаевича, членами - Н.И. Конрад, А.И.Иванов. в 1911 г. почетным членом общества стал эмир Бухарский. Читать подробнее
В 1930-1940-х гг здесь жили: Андрей Андреевич Андреев, зубной врач Фаня Соломоновна Бельник, комендант 10-й школы Карл Фрицевич Гайлит, сотрудник Государственной академии искусствознания (ГАИС) Г. Н. Гермонт, служащий типографии газеты "Ленинградская правда" Арон Лазаревич Зисельсон Читать подробнее
П.О. Эфрусси по возвращению в Россию, поселилась в Петербурге, занилась педагогической деятельностью, епреводом и публикацией психологической литературы. В 1912 г. перевела с немецкого книгу Вильгельма Грубе "Духовная культура Китая: литература, религия, культ", затем работы Карла Штумпфа "Явления и психологические функции". В 1914 г в журнале "Русская мысль" напечатала очерк "судьбы новейшей психологии". В 1918 г. совместно с Н.Н. Бахтиным, А.В. Луначарским, М.В. Богдановым-Березовским и другими стала одним их учредителей Курсов художественного слова (впоследствии - Институт живого слова), вела курсы психологии речи и мышления. Автор многочисленных трудов в области эксперементальной психологии, детский патопсихологии, психологии школьного образования, дефектологии, судебной и генетической психологии, эйдетике. Читать подробнее
В 1930-1940 гг. здесь жили: врач-акушер Центрального акушерско-гинекологического научно-исследовательского института Мария Иосифовна Котт, Леонид Густавович Розенберг, Анна Флоровна Сергеева, контрольный мастер 20-го цеха завода имени Марти Арнольд Францевич Шмирдин Читать подробнее

Архитектор

Доходный дом Мещанского общества.

Дом строился в 1909-1910гг - арх. Прянишников Н. К. совместно с Г.А. Косяковым в комплексе с домом № 33по Загородному проспекту и домами №№ 12, 15 по Бородинской улице.

Одновременно с этими двумя зданиями Прянишниковым были возведены дома Мещанского общества на набережной реки Фонтанки, 86-88.

  • Прянишников Николай Козьмич (1881-1960) архитектор
  • Косяков Георгий Антонович (1872-1925)

Косяков Г.А.  - архитектор, график, сценограф

Младший брат архитекторов Василия (1862–1921) и Владимира (1866–1922) Косяковых. Учился на архитектурном отделении ИАХ — Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1892–1900) в классе Л. Н. Бенуа. За ученические работы награждался малой серебряной медалью. В 1900 за проект «гостиницы-санатория на юге» получил звание художника с правом пенсионерской поездки за границу. В 1902 — пенсионер ИАХ в Италии.

Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). С 1901 занимался практической архитектурной деятельностью; представитель модерна, неорусского, неоклассического направлений.

Под руководством И. В. Жолтовского участвовал в проектировании гостиницы «Метрополь» в Москве (1901–1902, не сохранилась). Участвовал в проектировании и строительстве доходных домов П. Т. Бадаева (1904–1906, совм. с Вас. А. Косяковым), Н. Л. Подбереского и Н. П. Демидова (1910–1911, совместно с Вл. А. Косяковым) в Петербурге, пригородных особняков, крупных общественных сооружений, в том числе — Коммерческого училища в Казани; банков в Тифлисе, Киеве, Самарканде; театров в Новочеркасске, Екатеринодаре, Варшаве, Ярославле, Тамбове. Среди наиболее значительных построек — Морская библиотека в Кронштадте (1909–1926), Троицкий театр миниатюр (1911), здание Благородного собрания (1912–1914, совместно с Вл. А. и Вас. А. Косяковыми) в Петербурге. Участвовал в конкурсе на проект нового Николаевского вокзала в Петербурге (1914, 2-я премия). Занимался росписями Морского собора в Кронштадте.

Действительный член Международного художественного общества (с 1909). В 1911 удостоен звания академика ИАХ.

Занимался станковой и прикладной графикой; много работал в технике акварели, обращался к офорту. Выполнил ряд акварелей с видами архитектурных достопримечательностей Москвы, Ярославля («Москва. Церковь Василия Блаженного», «Москва. Тронный зал Алексея Михайловича в теремах», «Ярославль. Паперть в церкви Ильи Пророка»), которые были репродуцированы на открытках, издаваемых Общиной св. Евгении.

В 1917–1923 оформлял спектакли в академических театрах. Выполнил эскизы костюмов и декораций к постановкам опер «Риенци» Р. Вагнера, «Риголетто» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно; драматическим спектаклям — «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера и других.

Участвовал в выставках: Общества русских акварелистов, ТПХВ (все — 1910-е) в Петербурге (Петрограде) и Москве.

С 1904 занимался педагогической деятельностью; преподавал на Женских архитектурных курсах, в Институте инженеров путей сообщения, Горном институте; в 1904–1918 — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ — Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (в 1918 — руководитель мастерской); в 1911–1925 — на инженерно-строительном факультете Политехнического института. Среди учеников — Я. Г. Чернихов. Автор-составитель альбома «Архитектурные мотивы, материалы для композиции каменных и деревянных сооружений» (Л., 1924), в котором были собраны зарисовки многих архитектурных памятников Европы.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Стиль

Модерн.

Стиль модерн обязан своему появлению решительному рывку развития общества конца 19 – начала 20 веков, в особенности его материальной составляющей- промышленному производству, революционным изменениям науки и техники. Казалось, что искусство, измученное бесконечными эклектическими изысканиями, нашло выход в новом языке, найденном изначально в мастерстве графики и рисунка. Этот выдающийся стиль характеризовался яркой декоративностью, широким использованием  растительных мотивов, и подчеркнутым слиянием природных и рукотворных форм.

Дома по Загородному пр., 31 и 33 - дома-пропилеи. Углы зданий на высоте второго-четвертого этажей облицованы светлой плиткой. Первые этажи обработаны гранитными блоками и рустами. Главные пластические элементы фасадов – трапецивидные и круглые  эркеры. Верхние этажи, играют роль аттиков, завершенных остро прорисованными фронтонами.

История дома

В начале XIX в. участок принадлежал обер-прокурору Синода П. В. Неклюдову.  В 1813 г. его наследники продали участок министру народного просвещения графу А. К. Разумовскому.  В это время участок приобрел вид помещичьей усадьбы с длинным одноэтажным деревянным домом и английским садом. После отставки Разумовского и его переезда в Москву участок по купчей крепости получил купец, коммерции советник Соколов.

После смерти Соколова в 1827 г. его наследники продали владение с невысокими деревянными и каменными домами Мещанскому обществу.

Участок Мещанской управы занимал значительную территорию между Фонтанкой и Загородным проспектом (дд. 31-33)

В 1868 г. Мещанская управа размещалась здесь, в здании главного корпуса, низ которого был каменным, а верх деревянным.

В 1880-х гг. участок  пересекла вновь проложенная улица, названная 16 апреля 1887 г. Бородинской в ознаменование 75-летия Бородинского сражения (большая часть улиц Московской части носила названия городов Подмосковья - Подольская, Можайская, Звенигородская и т.д.).  На углах пересечения новой ул. с Загородным пр. и  наб. Фонтанки  по заказу Мещанской управы арх. Н. К. Прянишников  в 1909-1912 гг. возвел  примечательные и взаимосвязанные в декоративно-пластическом отношении доходные дома. Застройка улицы по давней традиции начиналась с "наугольных" домов. Близкие по объемной композиции, они отличаются по декору - один из них выдержан в формах модерна, а другой включает классицистические элементы (в создании фасада этого дома кроме Прянишникова принимал участие Г. А. Косяков).

 

 

Жители

ПАО Сбербанк
Детский сад №86 Тел./факс: (812) 407 56 57