Архитектор

Александр Христофорович Пель (настоящее имя Александр Эдуард) родился в Санкт-Петербурге 6 июля 1809 года. Среднее образование получил в Петришуле, где обучались все дети немецкой общины. Работать начинал как каменных дел мастер.  По некоторым сведениям, Академию художеств будущий зодчий не окончил по «растроенному здоровью», которое не помешало ему прожить более девяноста лет.  Проучившись в Академии всего лишь год, Александр Пель был аттестован в звании свободного художника, стал затем академиком архитектуры и почетным  вольным общником Академии художеств. С 1829 года работал помощником Огюста Монферана на возведении Александровской колонны и Исаакиевского собора. 

Работу у Монферана в течение тридцати лет и службу в четвертом Отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии Пель успешно сочетал с активной самостоятельной проектно-строительной деятельностью. 

А.Х. Пель сыграл важную роль в формировании массовой застройки Петербурга. Как отмечается в   профессиональной литературе, А.Х.Пель стал автором более 500 зданий. Большинство из них, особенно мелкие строения, не дошли до наших дней, но и сегодня в городе насчитывается более пятидесяти сооруженных или перестроенных Пелем  зданий. 

В начальный период своего творчества, в 1830-е годы он следует традиционным приемам жилой застройки позднего классицизма. Простые безордерные фасады с ровным строем окон имеют скупую отделку – руст, замковые  камни, архивольты, сандрики. 

Важное средообразующее значение имеют два угловых дома – И.Д. Черткова и Я.П. Оливье,  расположенные по диагонали у Каменного моста (1840; наб.кан. Грибоедова, 47 и 42 – Гороховая ул., 24 и 29 соответственно). Отличительная черта дома Оливье – четыре небольших эркера прямоугольного сечения. А.Х. Пель одним из первых стал вводить эти новые объемные элементы – «крытые балконы», которые позволяли расширить помещение, открыть свет и обзор. 

Один из последних представителей позднего классицизма, Пель продолжает применять прежние приемы и детали после заката этого стиля. С годами строгие безордерные композиции становятся более сухими и теряют свою стилистику. В круг пелевских построек,  стиль которых можно определить как постклассицизм, входит также собственный дом архитектора, возведенный в 1846-1847 годах (Моховая ул., 22 – ул. Пестеля, 12). Особая  примета этого дома – три четырехпилонных портика с фигурами грифонов, поддерживающих балконы. Фасад дома по Моховой улице в центре прорезан въездной аркой, над которой возвышаются две пары колонн, украшенных грифонами. Такие же колонны с грифонами украшают фасад со стороны улицы Пестеля. Внешний облик здания отличается ритмичным и простым рисунком фасада. В этом доме до 1850 года в одной из квартир жила семья архитектора. 

Деятельность А.Х. Пеля была тесно связана с петербургской благотворительностью. До 1879 года он заведовал техническим отделением Ведомства учреждений императрицы Марии, состоял членом многих благотворительных обществ. 

Последняя крупная работа Пеля – расширение Главного училища Св.Петра (Петришуле) (1876-1877; Невский пр., 22-24), выпускником которого был сам архитектор. Кардинальную реконструкцию этого учебного заведения он осуществил безвозмездно вместе со своим зятем, архитектором Ю. Ф. Бруни. Строители бережно сохранили центральный ризалит старого здания, возведенного в 1760-1762 годах М.Л. Гофманом, но несколько выдвинули вперед  фасадные стены боковых крыльев и добавили четвертый этаж. В новом флигеле в глубине двора разместились гимнастический и актовый залы, а также крупнейшая в столице школьная библиотека. 

В начале 1880-х годов  тайный советник, гласный Городской Думы А.Х. Пель оставил дела и удалился на покой. Старейший зодчий Петербурга умер 19 мая 1902 года и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. В начале XX века в Петербурге работал его внук, гражданский инженер А.Ф. Пель.      

Александр Львович (Хацкель Меерович) Лишневский родился в ноябре 1868 год в Херсоне (ныне Украина) в еврейской семье. В 1888 году поступил в Академию художеств. Окончил курс в 1892 году. За время учёбы не раз был отмечен наградами: малая серебряная медаль (1891 г.), большая серебряная (1892), малая золотая медаль за программу: «Гостиница для приезжающих в столицу» (1893). 4 ноября 1894 получено звание классного художника 1 степени. Около 1894 года принял православие[1].
 
С 1895 по 1901 год работал городским архитектором в Елисаветграде (ныне Кропивницкий). С 1901 года — в Санкт-Петербурге. Впоследствии — крупный петербургский архитектор. Автор многочисленных построек и конкурсных проектов.
 
После революции строил оборонительные сооружения под Петроградом, завершил строительство больницы имени Петра Великого (Мечниковская больница) (Пискарёвский проспект, 47). В советское время активно участвовал в жилищном и школьном строительстве в Ленинграде (Невский проспект, 141, Проспект Обуховской Обороны, 19 и другие). С 1930 года руководил мастерской Ленпроекта. Член правления Ленинградского отделения Союза Архитекторов.
 
Умер в эвакуации из блокадного Ленинграда в больнице Ярославля 6 февраля 1942 г.

 

Стиль

Дом А. Королевой - Доходный дом Ш. З. Иоффа

Построен по проекту Пеля А.Х. в 1855-1857 годах, затем в 1913-1915 надстроен и перестроен архитектором Лишневским А.Л.

Стиль – неоклассицизм.

Самое высокое и самое строгое здание в этом квартале – изначально четырехэтажное, а впоследствии перестроенное в пяти- и даже шестиэтажное. Выдержанность и лаконичность отделки вкупе с необычно масштабными окнами первых двух этажей и высокой въездной аркой – явные признаки неоклассицизма. Фасад решен симметрично относительно вертикальной оси, и единственным заметным пластическим выступом является эркер-балкон высотой в один этаж со скошенными углами. Цвет фасада – максимально близкий к серому оттенок розового.

Количество элементов отделки практически минимально – ряды окон с третьего по последний этаж разделяют лишь слегка выступающие пилястры с  капителями простой формы, а над коньком и под окнами третьего этажа украшением служат небольшие балюстрады. Современные окна с одной створкой и без перемычек отлично вписываются в этот фасад.

По центру пятый этаж венчает треугольный фронтон, а над ним возвышается украшенная барельефом стена с двумя окнами (очевидно, в мансардный этаж). Именно эти этажи были надстроены спустя полвека после строительства первых четырех этажей, и смотрится фасад с этим дополнением весьма гармонично.

Жители

Крюинговое агентство
Компания по проведению квестов
Otto Сеть центров заказов по каталогам
Латти Круизный центр
StCharter Яхтенное агентство
Агентство Бизнес Новостей, ООО