В 1860-х гг. здесь жили: режиссер Императорских театров потомственный почетный гражданин Евгений Иванович Вороновский (Воронов) и его жена, актриса Императорских театров Наталия Петровна Воронова (оба похоронены на Митрофаниевском кладбище), профессор Императорского Александровского лицея статский советник Григорий Иванович Лапшин (1815- 1884; выпускник Петербургского университета и профессорского института при Дерптском университете; преподаватель римской словесности в Петербургском университете и Александровском лицее) и надворный советник Сергей Иванович Лапшин, книгопродавец в Гостином дворе купец 2-й гильдии Николай Григорьевич Овсянников и еще несколько купцов-гостинодворцев. Захар Николаевич Будневич торговал в доме готовым платьем, Ольга Арсентьевна Кейнер содержала табачную лавку, Антон Матвеев — мелочную лавку и питейное заведение, Пелагея Дмитриевна Псолайн - суровскую торговлю. Читать подробнее
Е.А. Сабурова (1829—1905), дочь актеров Аграфены Тимофеевны (1795—1867) и Александра Матвеевича Сабуровых (1800—1831). Как и мать, обладала хорошим контральто, но тоже, как и она, потеряла голос и перешла на драматическую сцену. Автор воспоминаний, опубликованных в «Ежегоднике Императорских театров» (сезон 1895/96 г.). Читать подробнее
Б.А. Яловецкий (1846—1918) родился в семье шляхтича Виленской губернии Антона Яловецкого, владевшего 500 десятинами земли. Болеслав-Лаврентий (так назвали мальчика при крещении) окончил Виленскую гимназию, затем в 1861 — 1865 гг. учился в Николаевском инженерном училище в Петербурге. Через два года успешно выдержал экзамены в Николаевскую инженерную академию, которую блестяще окончил в 1870 г. (его имя выбито на мраморной доске в здании академии) и был определен в Инженерный корпус, в Главное инженерное управление. Затем служил в Петербургском крепостном инженерном управлении, участвовал в строительстве Либаво-Роменской железной дороги. С 1873 г. руководил строительством Адмиралтейской набережной. Читать подробнее
В 1904—1907 гг. здесь жили домовладельцы — губернский советник Александр Федорович Целибеев, попечитель постоянной бесплатной столовой императора Николая II для бедных потомственный почетный гражданин Владимир Федорович Целибеев, Гавриил и Константин Федоровичи Целибеевы, комендант станции Санкт-Петербург Варшавской и Московско-Виндаво-Рыбинской железных дорог, член Управления передвижением войск по железным дорогам подполковник Николай Федорович Целибеев (он владел также домами № 15 по Загородному пр., № 40 по Галерной ул., № 32/2 на углу Офицерской ул. и наб. р. Пряжки и другими домами), Александра Федоровна Целибеева (владела домом № 5 по Серпуховской ул.) и потомственная почетная гражданка Мария Степановна Целибеева (владела домами № 13 по Апраксину пер., № 23 по 18-й лин. В.О., № 7 по Софийской ул.). Читать подробнее
В 1904—1907 гг. здесь находились: Семен Максимович Акимов содержал здесь портновскую мастерскую, купец Дмитрий Иванович Васильев — багетную и рамочную фабрику и магазин, Федор Егорович Егоров — иконописную мастерскую, Петр Львович Епифанов — кабинет, курсы и школу бухгалтеров и счетоводов, курсы каллиграфии и скорописи, Степан Ильич Ильин — магазин офицерских вещей, К.Ф. Мишель — кухмистерскую, Николай Семенович Соболев — фотографию, купец Владимир Михайлович Ульянов — продажу москательных товаров и водопроводных принадлежностей (вместе с братьями и сестрами владел домом 19 на Каменном острове), купец Андрей Петрович Ушанов содержал меховой магазин и скорняжную мастерскую, вдова коллежского асессора Мария Федоровна Шигаева — костюмерную мастерскую под фирмой «Бергер». Читать подробнее
Из жителей дома этого периода выделим семью Браудо — вдову статского советника Матильду Григорьевну, коллежского советника Александра Исаевича Браудо (он стал сотрудником, затем заведующим отделами и заместителем директора Публичной библиотеки, и о нем мы расскажем ниже, используя статью о нем, помещенную в биографическом словаре сотрудников Российской национальной библиотеки76; позже жил в доме № 30) и помощника присяжного поверенного Василия Исаевича Браудо. Читать подробнее
В.В. Обручев (1888-1966), географ, литератор, кандидат геолого-минералогических наук. Сын выдающегося геолога и географа Владимира Афанасьевича Обручева (1863—1956). Автор книг о географах и путешественниках, воспоминаний об отце. Его соавтор, доктор географических наук Э.М. Мурзаев, вспоминал: «С Владимиром Владимировичем мы вместе писали... биографию В.А. Обручева. Читать подробнее
Г.И. Мягков (родился в 1910 г. в Петербурге), участник обороны Ленинграда, гвардии капитан, штурман эскадрильи 12-го гвардейского авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота. Награжден двумя орденами Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда». 30 января 1944 г. не вернулся с боевого задания из района Либавы. Читать подробнее

Архитектор

Жилой дом

Здание построено предположительно в начале XX-века, автор проекта неизвестен.

 

Стиль

Стиль: эклектика с элементами классики.

Стилистически фасад, как и в случае дома 15, решен крайне скромно. Те декоративные элементы, которые все-таки присутствуют, своим характером относят этот дом к классическому стилю – окна второго этажа обрамлены тонкими наличниками и невысокими сандриками, на первом этаже над окнами и дверями размещены плоские замковые камни. Остальные оконные проемы не обрамлены ничем.

Сетка окон и дверей симметрична относительно вертикального центра (за исключением вновь пробитых проемов), по горизонтали плоскость фасада разделена высоким карнизом над первым этажом. По центру – въездная арка и небольшой балкон над ней. Всего в доме 5 этажей (один подвальный).

 

История дома

Этот участок, принадлежавший в середине 1850-х гг. Семенову, как и соседний, стал собственностью Г.Ф. Целибеева, а после его смерти унаследован сыном Николаем.

 

 В 1895 г. участок, как и предыдущий, унаследован сыновьями потомственного почетного гражданина Федора Николаевича Целибеева Владимиром, Гавриилом, Александром, Константином и Николаем и Марией Степановной Целибеевой. Здесь в 1895-1898 гг. жили: служащий канцелярии Военного министерства, член Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям инженер генерал от инфантерии Генрих Альбертович Конаржевский (1833—1906; до 1895 г. - генерал-лейтенант, начальник инженеров Петербургского военного округа, жил с женой Эмилией Казимировной и сыновьями Константином и Павлом в доме жены № 27 по Могилевской ул.; в 1904 г. - член Александровского комитета о раненых; жил в доме № 50 по Гороховой ул.), артистки Русской драмы Мария Михайловна Александровна (Киселева) и Екатерина Александровна Сабурова (Сорокина), актер Императорской драматической труппы Павел Дмитриевич Ленский, основатель Акционерного общества подъездных железнодорожных путей в России коллежский советник Болеслав Антонович Яловецкий (в 1898 г. переехал в дом № 3 по Надеждинской ул., где и жил до 1917 г.). Купец Дмитрий Алексеевич Анопов содержал здесь галантерейную торговлю, купец Гаврила Иванович Кошкин — парфюмерный магазин.

П.Д. Ленский (1852-1910; настоящая фамилия князь Телепнев-Овчина-Оболенский), артист Александрийского театра и драматург. Учился в Московском университете. Начал свою артистическую деятельность в 1879 г. в провинции. Играл в Москве в театре Ф.А. Корша.

В 1890 г. был принят в Александрийский театр на амплуа резонеров и пользовался большим успехом в роли Кречинского («Свадьба Кречинского»), Скалозуба («Горе от ума»), старосты («Мирская вдова»), Паратова и Несчастливцева («Бесприданница» и «Лес» А.Н. Островского) и др. С 1893 г. преподавал в Петербургском театральном училище. Автор пьес «Кто в лес, кто по дрова» (1889 г.), «Напрасный труд» (1887 г.), «Роковой дебют» (1897 г.) и др.

 

 

 

Е.А. Сабурова (1829—1905), дочь актеров Аграфены Тимофеевны (1795—1867) и Александра Матвеевича Сабуровых (1800—1831). Как и мать, обладала хорошим контральто, но тоже, как и она, потеряла голос и перешла на драматическую сцену. Автор воспоминаний, опубликованных в «Ежегоднике Императорских театров» (сезон 1895/96 г.).

Б.А. Яловецкий (1846—1918) родился в семье шляхтича Виленской губернии Антона Яловецкого, владевшего 500 десятинами земли. Болеслав-Лаврентий (так назвали мальчика при крещении) окончил Виленскую гимназию, затем в 1861 — 1865 гг. учился в Николаевском инженерном училище в Петербурге. Через два года успешно выдержал экзамены в Николаевскую инженерную академию, которую блестяще окончил в 1870 г. (его имя выбито на мраморной доске в здании академии) и был определен в Инженерный корпус, в Главное инженерное управление. Затем служил в Петербургском крепостном инженерном управлении, участвовал в строительстве Либаво-Роменской железной дороги. С 1873 г. руководил строительством Адмиралтейской набережной.

За успешное выполнение этой работы капитан Яловецкий 26 декабря 1874 г. получил личную благодарность императора Александра II.

В 1885 г. Яловецкий вышел в отставку, к этому времени отслужив в армии 20 лет, награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны.

Следующий 15-летний период жизни Яловецкого связан с Александровским заводом в Петербурге. Будучи директором, он превратил его в предприятие, которое не уступало лучшим заводам Европы. Именно здесь построили специальный бронированный поезд для царской семьи. Автором его конструкции был сам Яловецкий. Он изобрел «кресло-кроватный» вагон, внедрил в производство магистральный паровоз, чем открыл новую эру в пассажирских перевозках. На Александровском заводе выпускали паровые машины, паровозы, с его стапелей сошла первая российская подводная лодка.

В апреле 1890 г. в Министерство путей сообщения поступило ходатайство от надворного советника инженера Яловецкого с просьбой разрешить ему основание акционерного общества для строительства и эксплуатации частных железных дорог. В нем Яловецкий весьма обоснованно заметил, что «существующие на необъятных пространствах Российской империи железные дороги и водные пути, несмотря на громадное их протяжение, представляют собой весьма жидкую и не полную сеть главных коммуникационных артерий страны, которою могут с условным удобством пользоваться лишь местности, непосредственно к сим путям прилегающие». Новое Общество собиралось не только строить и эксплуатировать собственные железные дороги, но и выполнять заказы по проведению инженерных изысканий и составлению проектной документации подъездных путей по поручению государственных и общественных учреждений и частных предпринимателей, а также наладить производство и продажу железнодорожного оборудования и приспособлений. Согласно проекту, основной капитал Общества планировался в 3 млн руб. и создавался посредством выпуска десяти тысяч акций, по сто рублей каждая, на общую сумму один миллион рублей, и облигаций на сумму два миллиона рублей. На каждую сторублевую акцию планировалось получить 15—30 руб. дивидендов. Устав нового Общества 26 апреля 1892 г. утвердил император Александр III.

Благодаря инициативе Яловецкого была построена узкоколейная дорога Свенцяны - Березвеч (территория современной Витебской области) — первая внутренняя белорусская железная дорога, специально предназначенной для обслуживания местных интересов. Скорость движения достигала 25—30 верст в час, пассажирские вагоны 2-го класса были оборудованы мягкими пружинными сиденьями со спинками, а для желающих имелись спальные отделения.

После железной дороги Свенцяны — Березвеч Первое Общество подъездных путей в России построило и успешно эксплуатировало узкоколейки в Прибалтике и на Украине. В 1913 г. ему принадлежало 1149 верст железнодорожных путей — почти половина общероссийской узкоколейной железнодорожной колеи. Общество являлось крупнейшей железнодорожной компанией такого типа в Российской империи, намного опережая своего ближайшего конкурента - Московское общество подъездных путей, которое владело только 301 верстой узкоколеек.

После постройки узкоколейки Новосвенцяны — Поневеж (ныне литовский город Паневежис) общая протяженность свентцянских подъездных путей достигла 255 верст. Действовала эта железная дорога весьма эффективно. Как свидетельствует статистика перевозок за 1913 г., ее общий грузооборот составил 8327 тыс. пудов, в том числе 823 тыс. пудов хлебных грузов, 175 тыс. пудов каменной соли, 61 тыс. пудов нефти и керосина. Трудились на ней в то время 525 рабочих и служащих: 347 постоянных, 86 временных и 92 поденных.

При этом Яловецкий оставался постоянным председателем правления Первого общества подъездных путей в России. Правление размещалось в Петербурге, на Невском проспекте, 11. Общество занималось не только перевозкой пассажиров и грузов по своим железным дорогам, но и строило по заказам переносные рельсовые пути с подвижным составом, производило вагоны и вагонетки, торговало машинами и приспособлениями для добычи и прессования торфа и переносными лесопильными заводами. Перед Первой мировой войной имущество Общества оценивалось почти в 27 млн руб

Здание во дворе дома занимала казарма Военно-автомобильной школы, куда мобилизованный в армию Маяковский был направлен в 1916 чертежником. Вместе с военнослужащими  школы он принял активное участие в Февральской революции. Выбранный солдатами, поэт несколько дней исполнял обязанности командира.

 

В 1860-х гг. здесь жили: режиссер Императорских театров потомственный почетный гражданин Евгений Иванович Вороновский (Воронов) и его жена, актриса Императорских театров Наталия Петровна Воронова (оба похоронены на Митрофаниевском кладбище), профессор Императорского Александровского лицея статский советник Григорий Иванович Лапшин (1815- 1884; выпускник Петербургского университета и профессорского института при Дерптском университете; преподаватель римской словесности в Петербургском университете и Александровском лицее) и надворный советник Сергей Иванович Лапшин, книгопродавец в Гостином дворе купец 2-й гильдии Николай Григорьевич Овсянников и еще несколько купцов-гостинодворцев. Захар Николаевич Будневич торговал в доме готовым платьем, Ольга Арсентьевна Кейнер содержала табачную лавку, Антон Матвеев — мелочную лавку и питейное заведение, Пелагея Дмитриевна Псолайн - суровскую торговлю.

Жители

Почта России Сеть автоматизированных почтовых терминалов
7 LiR, кафе быстрого питания
 Feromon Group, лаунж-бар
 Маяк Фуд-порн, гастробар
Остров SPA Салон
Почта Банк, ПАО
Детский сад №78 Центральный район
ИнтекСтрой Ремонтно-строительная компания
 Продуктовый магазин
QINETIC Танцевальная студия